Экономика западной азии
Западная азия
Pоль Западной Азии в мировом хозяйстве определяется в основном значительными ресурсами углеводородного сырья и стратегически важным географическим положением в мире. Все страны этого региона относятся к развивающимся, за исключением Израиля и Кипра (по этой причине две эти страны подробно не рассматриваются а данной главе).
Западная Азия имеет крупные месторождения полезных ископаемых, среди которых выделяются богатейшие запасы нефти и газа. Доля региона в мировых достоверных запасах нефти (140,9 млрдт) составляет около 65\%Р Уникальные по размеру и дешевизне добычи прогнозные нефтяные поля мира сосредоточены прежде всего в районе Персидского залива, в том числе в Ираке (более 100,0 млрд т)г Кувейте (более 100,0 млрд т), ОАЭ (более 100,0 млрд т), Саудовской Аравии (79,5 млрд т), Иране (69,0 млрд т).
Ведущее место страны Западной Азии занимают и в мироііой добыче нефти — более 1045 млн т (в 1997 г.), что составляет 30\% мировой добычи. Регион обеспечивает 1/2 мирового экспорта нефти и более 1/4 мирового экспорта нефтепродуктов.
Важную роль Западная Азия играет в мировой газовой промышленности. Из 144 трлн м3 мировых разведанных запасов при-родного газа 46 трлн и3 приходится на Западную Азию (лреждг всего т Саудовскую Аравию, Иран и ОАЭ); этот регион ло запасам газа уступает только СНГ. Однако в мировой добыче и экспорте газа роль региона скромнее — всего около 6\% мировой добычи и около 7\% мирового экспорта сжиженного газа.
В табл. 22,1 приведены данные, характеризующие социально-экономическое развитие стран Западно-Азиатского региона.
22Л. Основные социально-экономические модели в Западной Азии и их эволюция
Турецкая модель вестерикэации
В регионе сложились различные модели, определяемые во многом тем, насколько на их становление оказывали влияние традиции и верования мусульманского общества.
К настоящему времени государства региона заметно отличаются по достигнутому уровню и темпам модернизации. Наибольшая продвинутость в деле модернизации экономики, политики и социальной сферы характерна для Турции. Она же в высшей степени интегрирована в мировую экономику,
Турция после провозглашения себя республикой апробировала ряд вариантов избранной модели социально-экономического развития, нацеленной на модернизацию страны на основе вес-тернизации. В 20-х гг. была осуществлена либерализация народного хозяйства. В 30—40-х гг. довольно плодотворно осуществлялась политика этатизма, т.е. жесткого государственного регулирования экономики страны, которая в 50-х гг. сменилась на «либеральный этатизм». Следующий 3fan, занявший два десятилетия (60-70-е гг,), характеризуется широким применением «смешанной экономики», суть которой заключалась в сосуществовании и но взаимодействии государственного и частного секторов в реализации пятилетних программ, использовавшихся руководящими органами страны как новый инструмент для решения многих социально-экономических проблем. Эти варианты позволили Турции добиться значительного прогресса в ее социально-экономическом развитии, что, однако, не избавило страну от политических и экономических потрясений в конце 70-х — начале 80-х гг.
Сохранившаяся практика прямого и косвенного субсидирования предприятий государственного сектора стала одной из основных причин нарушения внутрихозяйственных балансов, роста инфляции -л безработицы. Эти процессы, резко обострившиеся к концу 70-х гг., вызвали рост социального недовольства, сопровождавшегося забастовочным движением и дестабилизацией политической жизни, что в конечном итоге привело к разгулу террора со стороны правых и левых экстремистских организаций, столкновениям на религиозной почве.
Правительство и парламент оказались неспособными осуществить на практике намеченные глубокие структурные преобразования в экономике и справиться с политической нестабильностью. В сентябре 1980 г. армия взяла власть в свои руки. После наведения порядка, создания условий для продолжения реформ, проведения выборов в ноябре 19S3 г. власть была передана гражданскому правительствуВ 80-90-е гг. турецкая модель развития приобретает4 новые, преимущественно либеральные черты.
В основе ее реализации лежит долгосрочная программа приватизации государственных предприятий многих отраслей. На данном этапе и в ближайшей перспективе вне этого процесса оставлены лишь ключевые стратегические отрасли, в первую очередь связанные с военно-промышленным комплексом. Совершенствуется механизм, направленный на снижение бремени поддержки нерентабельных государственных предприятий: отменены субсидии, выдаваемые ранее убыточным предприятиям; отменены таможенные барьеры, мешавшие здоровой конкуренции отечественных и зарубежных производителей, и тд.
Проводятся мероприятия по поддержке и развитию экспор-тоориентированных производств, что позволило увеличить объем турецкого экспорта товаров и услуг с 2,9 млрд долл. в 1980 г. до 38 млрд доллв 1996 і Это позволило существенно улучшить ва-лютно-финансовое положение страны и не только спасти ее от финансового банкротства, но и существенно нарастить золотовалютный запас (до более 20 млрд долл.). Активное внедрение модели тотального экономического либерализма за последнее десятилетие усилило привлекательность Турции для иностранного капитала. Так, если до перехода на новую модель развития в 1980 г. в экономику Турции было вложено в совокупности 229 млн долл., в 1990 п — 1,3 млрд долл., то в 1997 г. эти вложения составили 6,4 млрд доллпрямых инвестиций.
В результате можно говорить о двух принципиально разных периодах в социально-экономическом развитии Турции. Первый период —с 20-х по 70-е гг — характеризуется закрытой экономикой с преобладанием государственного регулирования всех процессов ее развитияДля этого периода преобладающим было догоняющее развитие на базе импортозамещения. Второй период, начавшийся после проведенных кардинальных реформ в 1980-1984 гг., примечателен использованием экспортоориентирован-ной модели, базирующейся на системе активного вхождения в мировое хозяйство.
Модель арабских стран Персидского залива
Это модель тех стран, которые значительно повысили эффективность своего народного хозяйства за счет включенности б мировую экономику. К. ним следует отнести прежде всего арабские страны Персидского залива, которые в отличие от Турции вписались в мировое хозяйство первоначально через экспорт нефти, а затем через подключение с помощью «нефтедолларов» к мировой финансовой системе.
* Иранская антизападная модель
Процесс модернизации оказался наиболее затруднительным для традиционной иранской экономики с ее сильной зависимостью от религиозных, культурных и бытовых особенностей населения. Здесь процесс модернизации экономики шел не поступательно, а скачкообразно, в зависимости от приживаемости или отторжения новых элементов, привносимых мировым хозяйством на иранскую почву.
Первая модель социально-экономического развития Ирана, основными составляющими которой стали государственный капитализм и национализм, была испробована в 20-х гг. Отличительной чертой этой модели было то, что связи с мировым хозяй-
ством ограничивались лишь внешней торговлей. Внешние займы, иностранные инвестиции были отсечены различными методами и механизмами.
В период так называемой белой революции (60-70-с гг.) по инициативе щаха была использована модель ускоренной индустриализации страны, направленная на слом традиционных институтов социально-общественной жизни, ускоренное внедрение новых форм хозяйствования и развитие государственного капитализма. Закупались новейшая, высококачественная западная продукция и технологии, промышленные предприятия «под ключ», привлекались иностранные инвестиции.
Модернизация экономики обеспечила высокие темпы роста большинства крупных предприятий и отраслей. За период 1967-1977 гг. ВВП ежегодно увеличивался более чем на 10\%. Национальный доход на душу населения вырос с 450 доллдо более чем 2000 долл. Главным недостатком этой модели разлития явилось вымывание мелкого и среднего предпринимательства, углубление неравномерности в распределении доходов, что привело к маргинализации значительных слоев обществаКроме того, сложился очень высокий уровень зависимости потребительского и производственного рьґнков Ирана от импорта из развитых стран, прежде всего из США. Эти причины послужили основой для выступления народных масс против шахской модели модернизации страны, как не отвечающей в целом интересам иранского народа.
После «исламской революции» 1978-1979 гг. теократическое руководство страны выбрало модель развития с опорой на собственные силы и ведущей ролью государства в экономике, резким обособлением от западного мира. Была национализирована главная отрасль промышленности — нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая. Основой модели стало имлортозамещепие.
Эта модель за десять лет (1979-1989 гг.) привела Иран к потере своего экономического потенциала, падению ВВП надушу населения. Несмотря на определенные достижения в развитии" сельской инфраструктуры (дороги» аэропорты, жилища, газификация, электрификация, средства связи), в сфере здравоохранения (продолжительность жизни возросла до 70 лет), стало очевидно, что эта модель развития уже не отвечает потребностям хозяйства и общества.
Была разработана новая модель социально-экономического развития Ирана. Идеология этой модели направлена на постепенное разгосударствление экономики и на ее либерализацию. Набор механизмов ее реализации мало чем отличается от использующихся в других странах, переходящих к рыночной модели развития. Целью модели является ускорение экономического развития для создания современного развитого общества («идеального», по понятиям мусульман). Не рассматривая подробно все направления и механизмы реализации этой модели, отмстим, что глазным является переход к экспортоориентировапноИ экономике, ключевыми отраслями которой намечаются энергетика, нефтехимия, производство минеральных удобрений. Вся экономика будет опираться как па государственный и частный отечественные сектора, так и на иностранный капитал,
22,2. Современные тенденции социально-экономического
развития Западной Азии
Рост населення в регионе
" На социально-экономическое развитие Западной Азии огромное влияние оказывает тот факт, что регион отличается одними из самых высоких темпов прироста населения в мире — 2,8\% в год. Внутри региона рекордные темпы прироста населения наблюдаются в Иордании! Катаре, ОАЭ, Омане: в 90-е гг. они являются самыми высокими в мире — 4,85—5,0\% и год.
Столь высокие темпы прироста населения в Западной Азии обусловлены прежде всего исламскими традициями в сфере семейных отношений и осуждением исламом абортов, низким уровнем жизни основной массы населения в большинстве стран региона, в основном в многонаселенных Иране, Турции, Афганистане, Ираке, недостаточно активной реализацией большой части социальных программ из-за нехватки средств и другими причинами. ■
Можно предположить, что население региона вырастет к 2000 г. до 270-275 млн человек и к 2025 г. до 460-465 млн человек.
Миграция б регионе
Для Западной Азии присущи как внешняя, так и внутренняя миграция. Причинами обоих видов миграции являются экономические и политические условия. Из-за высокой безработицы в 70-80-е гг. в Западную Европу (в основном в Германию) на поиски работы выехали около 2,5 млн жителей Турции, где они образо-
пали устойчивую диаспору. В то же время в связи с быстрым развитием нефтедобычи и нефтепереработки в страны Персидского залива нарастающими темпами хлынул поток иммигрантов как из других стран Западной Азии, так и из соседних регионов Азии и Африки. Большинство из них являются неквалифицированными рабочими. Небольшую часть представляют квалифицирован-ные рабочие и специалисты из Индии, Южной Кореи, Тайваня, Филиппин и даже из Западной Европы и США.
Нефтедобывающие страны Западной Азии с успехом используют дешевую иностранную рабочую силу не только в нефтеи газодобывающих и перерабатывающих отраслях, но и в строительстве городов, гостиниц, морских и воздушных портов, автомобильных дорог, трубопроводов, оросительных систем, а также и сфере услуг. При этом экономическую выгоду получают все заинтересованные стороны: нефтедобывающие страны региона экономят на дешевизне рабочей силы, иностранные рабочие и специалисты, получал работу, имеют постоянный источник неплохого дохода.
Страны, отправляющие своих рабочих, получают средства через систему налогообложения и друше пути. Например, финансовые средства, возвращающиеся в Египет, рабочая сила которого используется в основном в Ираке и Кувейте, колебались от 4 до 6 млрд долл. и гояВ начале 90-х гг. в экономике арабских стран Персидского залива иностранные рабочие составляли в среднем около 70\% от общего числа занятых в этих странах. В отдельных странах эта доля значительно выше: в Кувейте и Катаре — более 80\%, а в ОАЭ — около 90\%.
Значительная миграция вызпат также войнами, политическими и религиозными мотивами. Так, из Израиля вынуждены были эмигрировать более 3 млн арабов-палестинцев, в основном на западный берег реки Иордан и в сектор Газа, Ливан и Сирию. В период войны в Афганистане несколько миллионов беженцев из этой страны осели в Пакистане и Иране.
В годы особого обострения политической борьбы и усиления военных действий массовый характер принимали потоки беженцев из Ливана и Ирака. Кроме того, в последнее время вырос поток эмигрантов курдской национальности из Турции и Ирака в страны Европейского союза.
ВНП на душу населения
Используя такой показатель, как ВНП надушу населения по паритету покупательной способности, все страны Западной Азии можно объединить в три группы: наименее развитые (менее 2000 долл.), со средним уровнем развития экономики (от 2000 до. 10 000 долл.). с высоким уровнем развития (более 10 000 долл.).
В первую группу входят всего две страны: Афганистан и Йемен, Ко второй группе относятся Бахрейн, Иордания, Иран, Ливан, Оман, Саудовская Аравия3 Сирия и Турция. До введенного эмбарго к этой группе относился и Ирак (более 4000 долл. в 1996 г.). И наконец, пять государств с самыми высокими доходами на одного жителя образуют третью группу: Израиль, Катар, Кипр, Кувейт и Объединенные Арабские Эмираты.
Отраслевая структура
Анализ ВНП по секторам хозяйственной деятельности позволяет выделить четыре группы стран Западной Азии.
Арабские страны Персидского залива (кроме Ирака) входят в группу стран с резким преобладанием в их структуре хозяйства первичного сектора (более 70\%), но это преимущественно добывающая промышленность. При этомдоля сельского хозяйства невелика — 1-3\%. Такая структура позволяет этим странам иметь большой объем ВНП надушу населения, базирующийся преимущественно на экспорте нефти.
Другую группу образуют страны с относительно высокой (или даже преобладающей) долей в структуре экономики сельского хозяйства и обрабатывающей промышленности (от 16 до 46\%). Сельское хозяйство в Западной Азии по целому ряду причин (прежде всего из-за засушливого климата и преобладания архаичных аграрных отношений) является отсталым и малопродуктивным, а в обрабатывающей промышленности многие отрасли базируются на кустарных предприятиях. Это обусловливает невысокий объем ВНП на душу населения. К этой группе наименее развитых стран относятся Афганистан, Йемен, Ирак, Иран, Турция.
Третью группу формируют государства с преобладанием в структуре народного хозяйства третичного сектора (более 65\%). При этом вторую позицию занимают отрасли обрабатывающей промышленности. К этой группе относятся Израиль, Иордания и Ливан. По идее, такая структура экономики позволяет иметь высокодоходную экономику, как в случае с Израилем, Но в силу
различных причин неэкономического характера (войны, межрегиональные конфликты и др.) эффективность экономики Ливана и Иордании не соответствует ее потенциалу, что нашло отражение в не очень высоком показателе ВНП на душу населения — менее 6000 долл.
Наиболее эффективной в условиях Западной Азии показала себя экономика тех стран, в структуре народного хозяйства которых преобладают промышленность и сфера услуг, но примерно в равных пропорциях: Кипр {соответственно 40 и 52\%), Кувейт (53 и 46\%), Объединенные Арабские Эмираты (57 и 40\%), Они имеют и самые высокие показатели валового национального продукта на душу населения.
22,3, Внешние факторы развития
Иностранный капитал в Западной Азии
Велика роль в странах Западной Азии такого фактора, как движение иностранного и регионального капитала.
Если до Второй мировой войны основную роль в экономике большинства стран Западной Азии играли сельское хозяйство и кустарная промышленность, то после открытия крупных месторождений нефти и газа в арабских странах Персидского залива очень быстро ведущие позиции заняли нефтяная и газовая промышленность. Этому способствовал приток в регион значительных зарубежных средств, прежде всего капиталовложения крупных нефтяных компаний. По мере развития экономики стран региона возрастала и их доля в прибылях зарубежных компаний. Хотя параллельно были созданы чисто национальные государственные компании, основную роль в становлении этих отраслей в регионе сыграл иностранный капитал. В последующем он стал проникать и в другие отрасли.
Но в настоящее время, по данным Всемирного банка, приток частного капитала в страны Западной Азии не превышает 1\% общего объема частных иностранных инвестиций в развивающиеся страны. Доля портфельных инвестиций в регион в их суммарном объеме составляет всего 0,3\%. Однако уже накопленный иностранный капитал наиболее активно действует в Бахрейне, Катаре, Кувейте, ОАЭ, Омане, Кипре, Турции и особенно в Саудовской Аравии.
Вывоз нефтедолларов
Отличительной особенностью Западной Азии является то, что финансовые структуры арабских стран Персидского залива вложили значительный капитал — нефтедоллары (более 350 млрд), преимущественно в ссудной форме, за пределы своего региона. Неф^ тедоллары — это доллары, которыми владеют не являющиеся гражданами США лица, а также государства, получающие доходы от производства и экспорта нефти. Источником их возникновения послужила благоприятная конъюнктура на мировом рынке нефти дал стран-экспортеров, В 1973 г. цены на нее выросли более чем в четыре раза. Приток значительных дополнительных ресурсов арабскими странами Персидского залива был превращен в капиталовложения, большая часть которых осуществлялась в долларах.
Саудовская Аравия только по государственной линии вложила в западные финансовые учреждения от 100 ю 120 млрд долл., Кувейт — 70-80 млрд долл., ОАЭ — 45-55 млрд долл. При уровне банковской ставки 8\% Саудовская Аравия ежегодно получает по 8-Ю млрд долл., Кувейт— 5—6 млрд долл., ОАЭ — 3,5—4,5 млрд долл. Эти средства они активно используют для развития своей социальной сферы, прежде всего здравоохранения, образования и коммунальных услуг.
Особенно энергично в этом направлении действует Кувейт, Им к 90-м гг. была создана разветвленная система своих капиталовложений за рубежом. Получаемые от этой деятельности доходы по абсолютным размерам составляют примерно 1/2 прибыли от экспорта нефти. При этом Кувейт экспортирует как ссудный, таки предпринимательский капитал (объем накопленных им прямых инвестиций за рубежом близок к 7 млрд долл.).
Все это позволило многим странам Западной Азии относительно быстро сократить отставание от развитых стран и существенно повысить благосостояние своих граждан.
Внешняя торговля
г
О степени вовлеченности региона в мировое хозяйство по такому фактору, как внешняя торговля, можно судить на основании его доли в мировом и азиатском экспорте и импортере, доле экспорта в ВНП как всего региона, так и отдельных стран.
Экспорт и импорт Западной Азии составляет соответственно 28,5 и 27\% от аналогичных показателей всей Азии, что говорит о высокой степени вовлеченности региона в мировое хозяйство. Это
22.3. Внешние факторы рдэпития
573
подтверждает и высокая доля экспорта в ВНП Западной Азии — 23\%. Наибольший вклад в развитие внешней торговли региона вносят Саудовская Аравия — 30\% по экспорту и 24\% но импорту, Турция — соответственно 21 и 23\%, Израиль — 15 и 21\%, Кувейт — 10 и 7\%. В общем товарообороте региона на внутренние связи приходится всего 7—10\%.
Основными экспортными товарами региона являются нефть и нефтепродукты, газ, продукция химической и легкой промышленности, а также сельского хозяйства.
Однако сильная монотоварная зависимость многих стран региона от мирового рынка является опасным моментом для их развития. Резкое падение мировых цен на нефть в 1998-1999 гг. не только затормозило процветание стран-нефтеэкспортеров, но и подвело их к кризисной черте. Страны Персидского залива, по оценке экспертов, за 1998 г. сократили свои доходы более чем на 45 млрд долл. (по сравнению с 1997 г.)Особенно резко кризис ударил по арабским странам Персидского залива и Ирану, экономика которых в значительной мере зависит от экспорта нефти и нефтепродуктов. Их бюджеты были сокращены на 25-45\%.
ОПЕК
Для предотвращения отмеченной зависимости, усиления коллективной защиты интересов стран-экспортеров, поддержания единых цен на нефть, повышения прибыли от ее реализации на мировом рынке, поощрения национальной нефтеразведки и нефтедобычи в 1960 г. основные нефтедобывающие страны Азии, Африки и Латинской Америки объединились и создали Организацию стран — экспортеров нефти (ОПЕК). На их долю приходится свыше 1/3 мировой добычи нефти. Однако в последние годы эффективность функционирования ОПЕК значительно снизилась, о чем говорит существенное падение мировых цен на нефть, несмотря на предпринимаемые Организацией усилия.
Для ликвидации этих последствий и в перспективе для противостояния возможным негативным воздействиям мирового рынка нефтедобывающие страны Персидского залива выдвигают идею постепенного роспуска ОПЕК и создания менее формализованного и более эффективного альянса крупных экспортеров нефти. Предполагается, что в его состав войдут Саудовская Аравия, Россия, Иран, Китай, Мексика, Венесуэла, ОАЭ, Кувейт и Нигерия. Этим открываются широкие перспективы для более тесного сотрудничества стран Западной Азии с Россией.
Экономические отношения России с Западной Азией
Анализ внешнеэкономических связей России со странами Западной Азии показывает, что, несмотря на постоянный их рост, эти связи не, являются безусловным приоритетом ее внешнеэкономической политики. С 1994 г. по 1997 г. объем внешней торговли с этими странами вырос с 1,97до 4,6 млрддолл., втом числе экспорт — с 1,4 до 3,7 млрд долл., а импорт — с 0,5 до 0,9 млрд долл. При этом доля Западной Азии в общем экспорте России увеличилась с 2,2 до 4,2\%, а в импорте — с 1,3 до 2,0\%. Ведущее место во внешнеэкономических отношениях России и стран Западной Азии занимает Турция как ближайший сосед. Ее доля во внешнеторговом обороте России с регионом хотя и существенно сократилась, но все равно составляет примерно его половину (2,3 млрд долл.).
В апреле 1990 г. Турция выступила с инициативой создания в районе Черного моря региональной организации с введением беспошлинной торговли, безвизовой поездки граждан, свободным обменом'валюты и реализацией скоординированных экологических мероприятий, направленных на оздоровление окружающей среды Черного моря. В ходе реализации этой инициативы в 1992 г. причерноморскими государствами была принята Декларация о Черноморском сотрудничестве, главная идея которой — их интеграция в мировое хозяйство на основе принципов рыночной экономики, свободное перемещение рабочей силы, капиталов, товаров и услуг и создание Черноморской зоны экономического сотрудничества (ЧЗЭС).
Определенная ограниченность номенклатуры и существенная несбалансированность товарообмена, преобладающая доля энергоносителей и сырья в экспорте России и сельскохозяйственной продукции, ширпотреба и тех же энергоносителей — в импорте из стран Западной Азии значительно сдерживают развитие внешнеэкономических связей двух регионов.
В то же время следует отметить имеющиеся возможности для ускоренного и более сбалансированного развития экономических отношений России с Западной Азией, Так, в рамках предполагаемой новой организации стран — производителей нефти, а также Соглашения по сотрудничеству в бассейне Каспийского моря и ЧЗЭС открываются неплохие перспективы по координации добычи, взаимодополняющей перекачки по вновь проложенным нефтеи газопроводам и реализации по согласованным ценам нефти и газа.
Благоприятные условия для дальнейшего развития двусторонних отношений сложились с Турцией. Рост экономики последней (среднегодовые темпы прироста ВВП составляют 6-7\%) вызывает потребность в 20-23 млн т нефти и 9 млрд м3 газа. Из России' поступает примерно 6 млрд м* газа,
В связи с политикой США и Западной Европы по сдерживанию развития атомной энергетики в Иране, Ираке и ряде других стран региона у России имеются возможности для сотрудничества с этими странами в строительстве АЭС, поставках оборудования для них и подготовке местных кадров для их эксплуатации. То же самое касается и крупных ТЭС. Сотрудничество в этой сфере способствует «развязке» проблемы долгов этих стран России, которые составляют около 30 млрд долл., в том числе Сирия — 9,7 млрд долл., Афганистан — 7,1; Йемен — 4,9; Ирак — 4,7 млрд долл., а также переходу экономического сотрудничества от простейших внешнеторговых форм к более сложным: техническому содействию, совместной реализации проектов по новым технологиям, кооперации и др.
Перспективными формами сотрудничества могут стать внедрение новейших технологий по опреснению морской воды, й которых так нуждаются арабские страны Персидского залива.
Имеются неплохие возможности в деле поставок новейшей военной техники и подготовке военных специалистов для ее использования в регионе. .
Выводы
По уровню развития, определяемого показателем ВНП на душу населения, Западная Азия, значительно уступая развитым государствам, несколько опережает регионы, в которых преобладают развивающиеся государства; Азию в целом, Латинскую Америку и Африку.
Внутренне регион неоднороден. Выделяются три группы стран: наименее развитые (с ВНП на душу населения — менее 2000 долл.); со средним уровнем развития (2000-10 000 долл.); с высоким уровнем развития (более 10 000 долл.),
Экономика стран региона с высоким уровнем развития базируется на добывающих отраслях промышленности и сфере услуг. В структуре хозяйства стран с низким уровнем развития преобладает сельское хозяйство и промышленность на основе полукустарных и мелких предприятий. Средний уровень развития обеспечивает структура хозяйства с более или менее равномерным присутствием всех сфер экономической деятельности: промышленности, сельского хозяйства и услуг.
Регион Загадкой Азии характеризуется высокой степенью подле-ценности в мировое хозяйство: доля его экспорта и импорта □ аналогичных показателях всей Азии — соответственно 28 и 27\%, доля экспорта в ВНП региона — 23\%, В общем товарообороте региона на внутренние связи приходится всего 7— 10\%н
Сильная зависимость от мирового рынка большинства стран Западной Азии представляет для них серьезную опасность в случае неблагоприятной мировой конъюнктуры или других форс-мажорных обстоятельств, В частности из-за резкого падения мировых цен на нефть страны Персидского залива понесли многомиллиардные потери.
Дли предупреждения таких угроз страны региона предпринимают различного рода меры — от ссодания ОПЕК, вывоза ссудного капитала в более развитые страны с устойчивой экономикой до формирования комплексного хозяйства.
7Регион Западной Азии в ближайшей перспективе по целому ряду причин (близость положения, значительныедолги стран региона России, взаимный интерес к производимой продукции и др.) может получить приоритет во внешнеэкономической политике России.
Терм/ты и понятия
Нефтедоллары ОПЕК.
Черноморская зона экономического сотрудничества (ЧЗЭС)
Вопросы для самопроверки
U Какие факторы экономического роста являются определяющими в развитии стран Западной Азии?
Охарактеризуйте основные типы моделей социально-экономического развития стран Западной Азии. Каково их влияние на экономическое развитие данного региона?
Раскройте условия формирования трудовых ресурсов в Западной Азии.
Охарактеризуйте уровни развития стран Западной Азии. Какие факторы определяют эти уровни?
Каковы особенности движения иностранного и регионального капитала в Западной Азии. Что такое нефтедоллары?
Раскройте возможности экономического сотрудничества. России со странами Западной Азии.
Всего комментариев: 0 | |